Даниил Власов (dvlasov) wrote,
Даниил Власов
dvlasov

Вперед к обезьяне или Чем плохи связанные партии. Часть I

Механизм связанных партий появился в Finale достаточно давно. Однако при всем удобстве он и сейчас обладает множеством недостатков. Некоторые специальные задачи, с легкостью решаемые в отдельном файле партии штатными средствами программы, в связанных партиях требуют нестандартных способов, что ведет к усложнению и подчас значительному замедлению набора текста. В партитурах, изобилующих подобными случаями, целесообразней оказывается отказаться от связанных партий и вернуться к старой модели работы, когда партии извлекаются в отдельные файлы для окончательной редактуры.

Одной из проблем является то, что разные элементы нотного текста имеют разные типы связей между партитурой и партией. Разработчикам программы казалось, что это будет наиболее логичным, исходя из особенностей некой усредненной партитуры. Однако даже в самых "стандартных" партитурах нередки ситуации, когда механизм связей не помогает, а, наоборот, затрудняет работу.

Допустим, в партии нужно поставить предупреждающий знак альтерации. В партитуре он не нужен, так как затрудняет восприятие текста. Тем не менее, такой знак будет присутствовать и в партии, и в партитуре. Первый из трех типов связей - Always linked, и к нему относится поведение знаков. Элемент с такой связью будет отображен в связанной партии так же, как в партитуре. Для решения задачи нужен обходной маневр, и здесь поможет следующий тип связи - Intelligently linked. Он подразумевает, что элемент с такой связью везде одинаков до тех пор, пока его связь между партитурой и партией не разорвана - в этом случае в партии элемент делается независимым от партитуры. Причем, независимыми становятся лишь некоторые свойства элемента, например, вывод на печать.

Рассмотрим способ создания произвольного знака в Finale 2011.
1. Сначала перейдем в инструмент "Нюанс": Tools -> Expression.
2. Теперь сделаем двойной щелчок левой клавишей мыши точно по центру нотной головки, для которой создаем знак (в нашем случае - нота "ми" в 16-м такте). Откроется окно Expression Selection.
Expression Selection
3. Здесь нам надо создать новый нюанс, для этого нажмем Create Dynamic. В поле Text можно задать любой знак из шрифта Maestro: бемоль, диез в скобках и т. д. В нашем случае - бекар. Вот как будет выглядеть окно:
Expression Designer
4. В этом же окне надо перейти на вкладку Positioning и настроить расположение нового нюанса. Это нужно для того, чтобы при каждом новом добавлении он сразу размещался слева от ноты, на которую мы нажимаем. Настройки будут выглядеть вот так (единицы измерения - EVPU, их количество может варьироваться в зависимости от партитуры):
Positioning
5. Теперь можно нажать OK и кнопку Assign в предыдущем окне. Слева от ноты появился бекар зеленого цвета.
Бекар
6. В нашем примере на одном нотоносце партитуры записаны партии первой и второй флейт, поэтому бекар попал в обе связанные партии. Чтобы убрать его из партитуры и партии первой флейты, нужно сделать следующее:
7. Нажать правой клавишей мыши на бекар и в меню убрать галочку с пункта Show. Элемент "погашен", то есть, отображается на экране бледным цветом и не выводится на печать.
8. Теперь бекар, исчезнувший отовсюду, надо вновь "зажечь", но уже только в партии второй флейты. Чтобы независимо редактировать этот элемент, нужно разорвать его связь между партитурой и партиями. Это делается в том же меню выбором пункта Unlink in All Parts. Из бледно-зеленого бекар стал бледно-оранжевым. Это значит, что связь разорвана.
Бекар погашен

9. Переходим в партию второй флейты, вызываем то же меню нажатием на бекаре и ставим галочку на пункте Show. Бекар приобрел ярко-оранжевый цвет.
Бекар в партии

Готово! Теперь бекар будет выводиться на печать только в партии второй флейты.

Чтобы максимально ускорить процесс назначения нотам произвольных знаков, можно задать для них свои клавиши. Находясь в инструменте "Нюанс" и удерживая Shift, следует нажать клавишу, которая будет вызывать наш бекар. Например, так: Shift+N. Появится окно Expression Selection, а в нем надо выбрать бекар и нажать Assign. Отныне для добавления бекара нужно щелкнуть левой клавишей мыши по нотной головке при нажатой клавише N.

Все вышеописанное имеет один недостаток: "погашенные" элементы невозможно убрать с экрана совсем, и часто они затрудняют редактирование. Однако есть и другой способ оставить нюанс в партии, убрав его из партитуры. Способ применим для нотоносца, на котором записана только одна партия.

Вместо пунктов 7-9 делаем следующее: вызываем меню нажатием правой клавиши мыши на бекаре, выбираем пункт Edit Expression Assignment, в открывшемся окне пункт Score & Part(s) меняем на Part(s) Only, нажимаем OK. Бекар бесследно исчезнет из партитуры, но останется в партии.

Также существует третий способ создания независимого знака в связанной партии, и он тоже позволяет полностью убрать знак из партитуры. Подробно об этом рассказывается в статье "Альтернатива гашению в связанных партиях".


Таблица свойств элементов и типы связей:
http://www.finalemusic.com/UserManuals/Finale2011Win/Content/Finale/Linking_Details_for_Linked_Parts.htm
Tags: finale
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments